Программирование, радиоэлектроника,
саморазвитие и частичка из моей жизни здесь...

Ретро ПК на 80486 - история, знакомство и особенности микропроцессоров 486

Первая статья из серии о сборке и экспериментах с комплектом ретро-компьютера начала 90-х годов на основе микропроцессора 80486 DX2 с рабочей частотой 66 МГц.

PC (Personal Computer) на основе такого процессора в свое время считался достаточно мощным и стоил немалых денег, был мечтой многих любителей вычислительной техники и компьютерных игр, программистов и энтузиастов.

Сейчас такие системы очень сильно устарели и старые материнские платы с процессорами (да что уж говорить, бывает и целые системные блоки в сборе) не редко выбрасывают на металлолом, или же после разборки и распайки сдают их детали на "цветмет".

Несколько лет назад мне удалось спасти от уничтожения подборку уже достаточно редких и интересных ретро-железячек, о них я рассказал в одной из прошлых статей - Процессор 80286, 80386, программы и немного воспоминаний о старом железе.

Центральным персонажем этой серии из статей выступает более мощный и "продвинутый" (чем 80286 и 80386) микропроцессор следующего этапа эволюции - 80486.

Описание компонентов и периферии, а также процесс сборки системы будет сопровождаться следующим:

  1. интересные факты и замечания;
  2. мои воспоминания, веселые истории;
  3. расшифровки популярных аббревиатур и терминов;
  4. подробные описания работы некоторых устройств и их компонентов;
  5. схемы и иллюстрации;
  6. полезные рекомендации по очистке и восстановлению старого оборудования;
  7. десятки фотографий компьютерного железа и его внутренностей.

Многое из описанного может стать полезным для тех, кто хочет собрать свой ретро-пк или же просто поэкспериментировать в свободное время со старым "железом". Учитывая выше сказанное, материала получилось достаточно много, поэтому можете изучать все не спеша, по частям.

Содержание этой статьи:

  1. Вступление
  2. Крупинки воспоминаний из прошлого
    • Офисный компьютер (199х год);
    • Мощный AMD486 компьютер моего друга (200х год);
    • Списанный сервер из банка (200х год);
    • Интернет-роутер с UNIX (200х год).
  3. Микропроцессор серии 486 (80486)
    • Особенности 80486 и его моделей;
    • Питание, потребляемая мощность, нагрузочная способность выходов;
    • Выбор микропроцессора для статьи.
  4. В завершение

ПРИМЕЧАНИЕ: многие из рисунков и фото в статьях будут "кликабельны" - щелчок мышкой по рисунку или фото откроет его в новом окне в увеличенном размере, для более детального изучения.

Вступление

Итак, думаю вы заметили что на дворе уже 21-й (XXI) век ! :) Эта статья написана мною на компьютере с многоядерным микропроцессором, "тоннами" оперативной памяти и "килотоннами" места на жестком диске.

Казалось бы, прошло всего-то несколько десятков лет, а какие мы видим значительные технологические изменения, усовершенствования, породившие новые возможности и перспективы, а наряду с ними и возникшие новые ограничения, опасности... Мир больше не будет таким как 10 лет назад...как вчера, как минуту и секунду назад. Время меняет все, оставляя нам воспоминания, опыт и знания.

Думаю что среди читателей моего сайта найдутся люди, которым тема ретро-компьютинга не особо то и интересна, потому увидев эту статью им, скорее всего, захочется задать ленивый вопрос "А зачем?".

Итак, цели серии статей о 486:

  1. Погружение в историю компьютерной техники 90-х, дать возможность сравнить то что было раньше с тем что есть сейчас;
  2. Поэкспериментировать и научиться чему-то новому - познать основу того, на чем базируется современное, используя при этом старые и уже вполне доступные по цене комплектующие для ПК тех времен;
  3. Продемонстрировать продуманность и функциональность старых программ, показать красоту пиксель-арта, ASCII-арта и старых компьютерных игр;
  4. Развлечься, классно и интересно провести свободное время.

Как сегодня можно использовать старый ПК на 486-м процессоре? - приведу несколько вариантов:

  1. Запуск старых игр и программ, написанных под MS-DOS, Windows 3.11, Windows 95 и UNIX;
  2. Демонстрация аппаратных возможностей старых ПК, интерфейсов, периферии;
  3. Демонстрация старых ОС на старом железе (дизайн, производительность, отзывчивость)...;
  4. Использование в качестве интерактивного компонента интерьера в ретро-клубе или ретро-кафе;
  5. Применить в устройствах несложной домашней автоматизации и охраны;
  6. Заинтересовать детишек (если еще не безнадежно порабощены смарт/spy-фонами и соцсетями) - дать им попробовать собрать из модулей простенький ПК и поиграть на нем какую-то аркадную игрушку, на примере рассказать как все устроено и откуда берется магия чисел, порождаемых электрическими импульсами которыми управляют невидимые существа - электрончики;
  7. и т.д.

Материала как для одной статьи получается очень много, поэтому я принял решение разделить ее на части.

В первых частях пойдет детальный обзор "железа" (hardware) для ретро-компьютера (Vintage PC) - история, подготовка, восстановление, настройка.

А в остальных потом будет освещен процесс настройки операционных систем, установки драйверов, приведено много примеров и скриншотов программ, игр под MS-DOS и Windows 3х.

Некоторые из старых программ своим функционалом и продуманностью вполне могут удивить даже в сегодняшнее время. Встречаются шедевры, которые по стабильности работы и качеству реализованных функций не имеют современных аналогов на Windows7-10-?/MAC OS.

Если вы дочитали до этой строчки, то полагаю что тема ретро-компьютинга вам не безразлична. Рекомендую заварить чашечку теплого чая (травяной или зеленый могут принести еще и пользу организму) и наслаждаясь ароматным напитком неспешно приступать к прочтению статьи.

Постараюсь сделать это путешествие насыщенным и интересным - будет не мало фактов из истории, поделюсь личным опытом и покажу все это на фотографиях, рисунках, схемах, немножко в видео.

Компьютер я буду собирать из комплектующих на стенде, без установки в корпус. Таким образом можно будет иметь удобный доступ ко всем электронным компонентам и модулям, проводить разные измерения, замены комплектующих, экспериментировать.

Микропроцессор 486 DX2-66 установлен в разъем Socket 3 материнской платы

Рис. 1. Микропроцессор 486 DX2-66 установлен в разъем Socket 3 материнской платы.

И еще одно - будет очень много текста! Поэтому, если вы не любитель читать - можете просто полистать, рассматривая фото, возможно позже появится интерес к прочтению некоторых разделов.

Поехали...10011101001100110

Крупинки воспоминаний из прошлого

Для начала расскажу четыре небольшие истории, которые освещают времена, когда у меня была возможность поработать с системами на основе CPU (Central Processing Unit) серии 80486 на переломе 90х-2к годов.

Офисный компьютер (199х год)

Впервые с персональным компьютером (ПК) на основе CPU 80486 я столкнулся у родителей на работе - это был офисный PC с 14-дюймовым цветным VGA монитором.

Еще одной особенностью этой системы было наличие подключенного к ней матричного принтера формата А3 от компании Epson.

Матричный принтер с поддержкой бумаги формата А3 - Epson LX-1170+II

Рис. 2. Матричный принтер с поддержкой бумаги формата А3 - Epson LX-1170+II.

На столе красовался корпус белого цвета в виде вертикальной башни, около которой сбоку стоял дисплей, а уже перед ним (на выдвигающейся полочке) располагались клавиатура и мышь.

На лицевой панели системного блока был размещен цифровой индикатор, который высвечивал зеленым цветом тактовую частоту ЦП. Привода CD-ROM и Sound Blaster в этом компьютере не было.

Из накопителей данных были: винчестер и флоппи-дисковод формата 3,5'. Все файлы с компьютера и на него переносились на 1,44 МБ дискетках.

Помню что к монитору было еще прикреплено защитное, немного затемняющее стекло, с ним на то время он смотрелся как-то очень круто (как будто дисплей плоский).

От защитного стекла исходил проводок с "крокодильчиком" на конце - он служил для подключения защитной рамки к заземлению (например, заземленному корпусу ПК).

Работа на этом компьютере велась в операционных системах MS-DOS и MS Windows 3.1. Из программ, которые наиболее запомнились тогда, могу отметить:

  1. Norton Commander - командир во "вселенной MS-DOS", позволял путешествовать по дискам, папкам, просматривать файлы...в общем копаться в файловой системе ПК, копировать программы и документы с/на дискетки даже без навыков работы в командной строке MS-DOS;
  2. STYLE - текстовый редактор "Стиль". Использовался для подготовки документов, имел неплохой набор шрифтов, стилей текста и хорошую поддержку кириллических кодировок символов, без проблем можно было работать с документами на родном украинском языке;
  3. WORD 6.0 - текстовый процессор из пакета MS-Office под Windows 3.1. На то время это была просто революция в работе с документами. В этой программе можно было уже сполна ощутить удобство и преимущества работы в оконной системе MS Windows;
  4. PLAKAT - интересная программка под DOS, позволяла формировать графические плакаты из заданного текста и фигур с разными эффектами, сохранять результаты работы на диске/дискетке, ну и самое интересное - распечатать эту красоту на принтере;
  5. CD-MAN - приятная аркадная игра, аналог Пакмэна от шведских программистов с красочной цветной графикой;
  6. LINES - одна из самых любимых игр у работниц того офиса где стоял этот компьютер. Используя смекалку нужно было складывать разноцветные шары в линии.
  7. Wolfenstein 3D - игра в жанре FPS (First Person Shooter), разработанная компанией ID Software и изданная Apogee Software. Находка, которая на то время меня очень впечатлила, я был поражен возможностями и пространственной графикой: более 60 уровней (в полной версии, 6 эпизодов), несколько видов оружия, разные противники, боссы, секреты, сокровища.

В это же время у меня дома уже был простенький компьютер с микропроцессором 80286-12МГц с 1МБ ОЗУ, 40МБ жестким диском и с MS-DOS + Windows 3.1 (не путать с Windows 3.11 for Workgroups).

Я и сейчас очень благодарен отцу и его другу за то, что они тогда мне подарили нерабочий и в разобранном виде ПК на 80286, который в последствии мне самостоятельно удалось каким-то чудом (еще не понимая толком многих вещей) собрать и запустить. Возможно когда-то о нем напишу отдельную статью.

Итак, светящееся на офисном системном блоке число "50" и MS Windows на борту четко указывали на то, что передо мной достаточно крутая на то время система, к которой моему 80286-12MHz даже по частоте процессора уже очень далеко.

На одной из дискет, которую я взял с собой на работу к родителям, были системные файлы MS-DOS + несколько программ из пакета Norton Utilities. Для просмотра списка оборудования я использовал утилиту 'sysinfo.exe' (System Info). Так я узнал что в системном блоке установлен микропроцессор 486-й серии.

Из домашнего компьютера я принес туда не мало разных программ и игр, например тот же любимый мною Prehistorik 2. Места на диске, как для этого ПК, было полно - где-то примерно 120 МБ. Его хватало для всего: для ОС, программ, игр, документов, архивов и других файлов.

Сейчас 120МБ - это примерно 10 музыкальных файлов в формате MP3 с битрейтом 320 kbps.

Несколько лет позже, в другом офисном здании, я уже имел возможность облюбовать шикарную стратегическую игру Warcraft II на мощной системе с Pentium MMX.

Уже тогда зародились первые мечты об апгрейде (upgrade) старенького процессора 80286 в моем домашнем ПК хотя-бы до 486-го, поскольку стоимость компьютеров на базе Pentium для нашей семьи, с теми зарплатами и перспективами в постсоветской Украине, была очень высокой.

Чтобы показать примерные конфигурации и стоимость полных систем на базе 80486 приведу несколько страничек из журнала "БАЙТ" (BYTE). Вот стоимость некоторых конфигураций компьютеров на базе процессоров INTEL ближе к концу 1992-го года:

Northgate ZXP - примерные конфигурации и стоимость систем на базе процессоров 80486, 1992-й год

Рис. 2. Примерные конфигурации и стоимость систем Northgate ZXP на базе процессоров 80486, 1992-й год.

А вот конфигурации, когда уже появился в продаже Intel Pentium - страничка из последнего в 1993-м году номера журнала:

Конфигурации и стоимости компьютеров DELL на базе процессоров 486 SX DX и Pentium 60 состоянием на конец 1993 года

Рис. 3. Конфигурации и стоимости компьютеров DELL на базе процессоров 486 SX DX и Pentium 60 состоянием на конец 1993 года.

Чтобы ощутить цены тех времен с учетом инфляции доллара США, состоянием на 2019 год эти суммы нужно умножить примерно в 1.8 раза. Например, 1000 долларов США в 90х годах - ощущалось как 1800$ в 2019-м году.

Мощный AMD486 компьютер моего друга (200х год)

Вторая история знакомства с 486 тесно связана с моим другом, отец которого попросил своего знакомого собрать им домой простенький офисный компьютер, который как оказалось был основан на процессоре с немного путающим названием - "Am5x86-P75, AMD-X5-133ADW".

Помню мы еще спорили с другом на тему: "там 486 или же это более новый процессор 586, что это за 5x86?".

В действительности это оказался самый мощный микропроцессор серии 486 четвертого поколения (не пятого, как можно предположить ориентируясь на "5x86" в названии), он работает на частоте 133МГц и выпускался компанией AMD!

Еще в названии CPU указан интересный суффикс: "P75" - это, так называемый, P-Rating (Performance Rating, рейтинг эффективности), разработанный по совместному соглашению и усилиями компаний IBM, Cyrix, AMD и SGS-T Microelectronics.

P-Rating для данного процессора составляет 75. Проще говоря, по эффективности работы с разными типами данных этот чип приравнивался к Pentium с частотой 75MHz.

Для процессора Am5x86 обязательным было надежное активное охлаждение. В сокращенном виде на нем так и написано: "HEATSINK AND FAN REQD" (Heatsink and cooling fan required, радиатор с вентилятором обязательны).

Системный блок был небольшой высоты (Mini-Tower, мини-башня), плата индикатора частоты CPU отсутствовала, отверстие было заклеено кусочком зеленого пластика.

Из накопителей: жесткий диск (ЖД) размером 250 МБ и привод для гибких дисков на 3.5' под дискетки 1.44 МБ. В компьютере был уже установлен CD-ROM 4x и какая-то звуковая карта на чипе ESS.

В комплекте к этому PC шел дисплей на 14 дюймов, клавиатура с круглым разъемом DIN-5 (такие же разъемы применялись в звуковой технике СССР), а также подключаемая к COM-порту "мышь".

Еще были недорогие миниатюрные аудио-колоночки "Maxxtro" из белого пластика, которых вполне хватало для озвучивания событий ОС и для звукового сопровождения игр. Иногда их использовали еще и для прослушивания музыки, записанной на Audio-CD.

Оперативной памяти было 32 МБ или более, уже точно и не вспомню, ее хватало для большинства целей и приложений.

Операционная система - MS Windows 95!

Из основных программ:

  1. Norton Commander;
  2. MS Office 95 (Word, Excel);
  3. Winamp.

Быстродействия 486-го микропроцессора этого ПК уже хватало чтобы послушать MP3 с битрейтом 128kbps, но нужно было делать выбор - или работа в MS Office или прослушивание Winamp, поскольку если запустить последний то все начинало жутко притормаживать.

По этой причине музыку часто слушали просто с компакт-дисков, используя стандартный проигрыватель Media Player или тот же Winamp. Проигрывание CD-Audio не нагружало центральный процессор и позволяло комфортно работать с другими приложениями.

Файловая система (ФС) FAT16 в Windows 95 достаточно быстро фрагментировалась и процесс обращения к данным на жестком диске сильно замедлялся. Поэтому, раз в несколько недель желательно было запускать программу для дефрагментации ФС, выглядело это примерно так:

Процесс дефрагментации файловой системы диска C в операционной системе Microsoft Windows 95

Рис. 4. Процесс дефрагментации файловой системы диска C в операционной системе Microsoft Windows 95.

О том что система не зависла можно было ориентироваться по заполнению горизонтального индикатора прогресса или же наблюдая веселую анимацию иконки дефрагментации (слетающиеся до кучи разноцветные кусочки из кластеров).

Процесс занимал примерно один час (зависело от емкости и степени фрагментированности ФС), красный светодиод активности жесткого диска мигал очень активно, из системного блока доносились интенсивные звуки шуршания системы позиционирования магнитных головок ЖД. Иногда нам было даже как-то жалко жесткого диска: бедняжка, он так трудится...)

В этом процессе большую опасность становило внезапное пропадание электричества, поскольку это могло привести к потере данных, документов и повреждению самой ОС. Блока бесперебойного питания (UPS, uninterrupted Power Supply) в комплекте не было.

Я уже и не вспомню сколько раз мы с другом переустанавливали ОС на этом компьютере по самым разным причинам.

Одной из вершин нашего совместного "творчества" можно считать случай, когда в 250М дискового места удалось уместить саму ОС Windows 95, пакет MS Office 97, игру Heroes Of Might and Magic II, несколько других программ и при этом еще оставалось ~50М свободными.

Возможно кто-то, знающий примерные размеры всего этого ПО, задаст закономерный вопрос: Как вам это удалось?

В процессе многократных переустановок и попыток оптимизации ОС была детально изучена вся файловая система, проведено много экспериментов и уже появилось некоторое понимание какие файлы и для чего нужны.

Таким образом, я научился убирать из Windows 95 все некритичные файлы и ресурсы, что позволяло сэкономить некоторое дисковое пространство, которого всегда очень не хватало.

Освобождение 10-20 Мб пространства под личные нужды считалось маленьким праздником! Иногда бывали дни, когда мы, в предвкушении покупки какого-то диска-сборника программ или игр, садились за комп и вдвоем планировали где бы еще добить свободное место на диске.

Но и это еще не все. Изучая функционал буквально всего, до чего удавалось дотянуться, я наткнулся на интересную штуку под названием "Программа сжатия дисков" (Drive Space), которая входила в состав Win95. Изучив справку по ней через WinHelp стало понятно что этот функционал нужно обязательно попробовать.

После запуска последовал длительный процесс, растянувшийся на несколько часов. У меня закрадывались мысли что что-то идет не так, я периодически перемещал мышку по столу и наблюдал есть ли отклик на экране монитора, были опасения что все может просто напросто зависнуть.

Но все удалось, система перезагрузилась и зайдя в "Мой компьютер" мы с другом увидели что теперь у нас в распоряжении есть примерно 350 МБ дискового пространства!

Из минусов этого "чуда" можно отметить что система тогда стала работать немного медленнее. Это и не удивительно, ведь для сжатия и разжатия информации "на лету" требовались дополнительные ресурсы CPU и RAM.

Где-то за день после этого, в процессе поиска места под новую интересную игру с какого-то свеженького CD-диска, в "Нортон Коммандере" на одном из дисков были обнаружены странные файлы. Особенно заинтересовал файл очень большого размера с названием "drvspace.bin" (насколько помню).

Сложилось впечатление что это какой-то старый временный файл и для функционирования он не очень то и критичен, подобное я уже встречал в Windows 95 и без проблем избавлялся от подобных файлов.

Поэтому последовало нажатие клавиши F8 (Delete, Удалить) с подтверждением...и система попросту замерла в ожидании - она перестала отвечать на ввод с клавиатуры и мыши, на экране была статическая "замороженная" картинка.

Так называемая "горячая перезагрузка" (нажатие Ctrl+Alt+Del) ОС не сработала, пришлось прибегнуть к экстремальной "холодной перезагрузке" - кнопочка RESET или выключение питания тумблером на системном блоке и последующее включение.

Windows 95 и "зависания системы" тогда были не редкостью, поэтому не предвкушая ничего страшного приняли данный случай просто за "глюк", с уверенностью что ОС исправно перезагрузится и все встанет на свои места.

Но это мнение оказалось ошибочным - монитор "поприветствовал" нас темным экраном с мерцающим курсором в командной строчке MS-DOS в ожидании команд с клавиатуры...

Пришло понимание того, что что-то сломалось. Быстренько перезагрузил ПК с системной дискетки, запустил Volkov Commander (легковесный аналог Нортоновской программы), зашел на диск С и увидел...что там фактически пусто - нет папки "Windows", нет игр, нет документов.

Моментально пришло понимание того, как в действительности работает "магия" DriveSpace и что этот удаленный "временный" файл был совсем не временным.

Помню как мы час сидели и обсуждали варианты, не могли решиться сказать о случившемся отцу моего друга, ведь на диске были также документы, наработки... Повезло что копии всех важных файлов оказались сохраненными на стопке из дискет 1.44 МБ.

Установил заново Windows 95, настроил и постарался сделать все как можно удобнее и более функционально, чтобы хоть как-то искупить потерю документов.

"FAIL" усвоен, +50 опыта получено! )

С этим компьютером на 486-м CPU у нас с другом еще было много совместных приключений - получено много знаний, изучено и опробовано разные программы, а сколько часов было проведено за различными игрушками с полноценным звуком и классной на то время цветной графикой.

Бывало и такое, что мы вместе прогуливали уроки: гуляя где-то по окрестностям дожидались ухода родителей на работу, приходили домой, заваривали чай и садились проходить очередную миссию мирового масштаба в стратегической игре Command & Conquer Red Alert от компании Westwood Studios...

Списанный сервер из банка (200х год)

Это была впечатляющих размеров башня, корпус белого цвета (правда немного пожелтевший, "прокуренный" временем), который всем своим видом показывал что внутри находится что-то очень серьезное.

Увидел я эту систему дома у одного школьного знакомого, с которым мы потом еще и завели дружбу. Он попросил установить и настроить программы, чтобы можно было поработать с файлами на дискетах, поиграть в какие-то игры и т.п.

Этот аппарат домой ему доставили родители, чтобы проводил эксперименты, учился...про игры я думаю они не говорили, но допускали и такой сценарий использования. )

Компьютер оказался списанным банковским сервером в корпусе типа "Big Tower" (большая "башня" вертикального расположения). В верхней части можно было видеть несколько пустых отсеков 5.25' под разные устройства, присутствовал дисковод для гибких магнитных дисков на 3.5'.

В самом верху располагалась панель управления: мощный тумблер для включения/выключения питания, замок под ключик "Key lock", светодиоды "Power", "HDD", "Turbo" и высвечивающий приятным зеленым цветом число "25" цифровой индикатор.

В архивах журнала "Байт" (BYTE) я нашел фото системы, которая по внешнему виду напоминает этот компьютер:

Компьютер Northgate Elegance System в корпусе M4 Tower от ACT (фото из страниц журнала BYTE за 1990 год)

Рис. 5. Компьютер Northgate Elegance System в корпусе M4 Tower от ACT (фото из страниц журнала BYTE за 1990 год).

Очень дорогая была махина в свое время.

Чтобы было понимание сколько мог тогда стоить ПК в подобном серверном корпусе на основе 80486 и с некоторым набором ПО, приведу конфигурацию середины 1991 года (BYTE 06-1991) - Northgate Elegance System:

  • Корпус: Vertical "Power";
  • Процессор: 80486 25МГц;
  • Память: 4 МБ (расширяемая до 8 МБ);
  • Жесткий диск: 200 МБ (IDE);
  • Накопители на гибких дисках: 1.2 МБ и 1.44 МБ;
  • ISA-шина, один 32-битный слот, шесть 16-битных и один 8-битный слоты;
  • Порты: один LPT и два COM;
  • Внешняя кеш-память: 64K SRAM read/write-back;
  • Видеоадаптер: 16-битный VGA с 512K памяти (можно расширить до 1 МБ);
  • Дисплей: 14' SVGA;
  • Клавиатура: OmniKey/ULTRA;
  • MS-DOS 4.01 или 3.3 + GW-BASIC;
  • MS Windows 3.0 + манипулятор "мышь";
  • Сертефикация: FCC Class B.

Стоимость такого комплекта "железо + ПО" в те годы - 5399$. Если учесть уровень инфляции доллара США с того времени, то по меркам 2019-го года эта сумма была бы эквивалентной примерно 10000$ !

Цена точно такого же варианта только с процессором на 33МГц - 6299$ (11600$, 2019г.).

Итак, сняв П-образную верхнюю крышку корпуса, изготовленную из толстого листового металла, я увидел достаточно большую материнскую плату с установленным микропроцессором, интерфейсную плату (жесткий диск, флопик, COM, LPT), видеокарту,  IDE жесткий диск черного цвета от Seagate.

Блок питания, подключенный к тумблеру на передней панели, был закреплен в верхней части корпуса. От него исходило множество 4-контактных коннекторов "Molex" - для подключения различных накопителей данных.

Операционная система не хотела стартовать - выдавала ошибку, связанную с отсутствием каких-то компонентов MS-DOS.

Загрузившись с системной дискеты я сразу же запустил Sys Info и увидел примерно вот такую картину по оборудованию:

  • CPU: 486SX-25MHz;
  • RAM: 8 MB;
  • HDD: 85 MB;
  • Video: 512 KB.

Сопроцессор в этой модели микропроцессора отсутствовал, но на материнской плате также был еще один пустой разъем под дополнительный чип. В целом, набор железа по своей мощности соответствовал примерно топовой конфигурации с 80386DX-40 того времени.

Жесткий диск я отформатировал и поделил на разделы (создал отдельный небольшой раздел под документы), установил с дискет на диск "С" операционную систему MS-DOS, скопировал набор разных программ (архиваторы, редакторы, утилиты), а также несколько игр, которые также хранились на дискетах и были запакованы в архивы ARJ/RAR.

Компьютер ожил!

Я не интересовался как интенсивно и что на этом PC потом делали, но периодически приносил на этот компьютер новые игры небольшого размера (в несколько МБ).

Потом появилась идея залить туда Doom 2, но вот свободных дискет для переноса игры по частям не осталось, да и не удобно это, а также чревато износом личных дискет.

В то время у меня уже был более современный компьютер на основе микропроцессора Celeron и с операционной системой MS Windows 98. Я еще не особо хорошо разбирался в новых комплектующих, компьютер был не из дешевых и достался моими общими усилиями с отцом, поэтому решил не рисковать с подключением старого жесткого диска от "Big tower" и использовать классический способ - соединение компьютеров через COM-порты (RS-232), нуль-модем (null-modem).

О таком способе обмена файлами я знал уже давно, им поделился со мной один очень интересный человек, работавший в школе учителем. Он интересовался компьютерами и имел у себя дома уже крутую на то время мультимедийную систему с Pentium MMX!

Итак, этот большой ПК привезли ко мне домой, я подсоединил самодельный кабель COM-COM к своему PC и к этому компьютеру, запустил с двух сторон Norton Comamnder, настроил параметры подключения, выбрал на компьютерах "ведущий-ведомый" и начал копировать Doom II и другие файлы.

Скорость передачи данных держалась примерно на уровне 10 КБ/c - не очень быстро, но надежно и безопасно, не требует разделения архивов на части (многотомные архивы) и смены дискет...удобно. О том как спаять такой кабель и его более быструю версию (через LPT) я расскажу в одном из последних разделов этой статьи.

Немного позже я разобрался как правильно и безопасно подключать вторичный (Slave) жесткий диск к своему ПК, настройки в BIOS и перемычки на самом "винте".

Теперь, вместо того чтобы тащить весь компьютер в сборе, ко мне приходили с уже извлеченным из "башни" и аккуратно замотанным в полотенце жестким диском.

Однажды, увидев у меня на PC игру Warcraft 2, главный "оператор" этой "башни" захотел и сам поиграть у себя дома. На следующий день "жесткий диск - путешественник" был уже у меня на столе.

Поскольку игра даже с вырезанными роликами и музыкой занимала примерно 40 МБ (а весь ЖД - 85 МБ), то пришлось провести конкретную очистку - часть игр и не критичные программы были удалены.

Где-то месяц спустя я навестил этого знакомого, увиденная мною картина вызвала двойственные чувства. За ПК сидели двое человек, их уровень сконцентрированности на происходящем давал понять, что на экране монитора происходит что-то очень серьезное.

Подойдя ближе стало понятно что они играют в тот самый Варкрафт. По заполненности мини-карты было видно что игровых единиц (юнитов) наплодилось у всех сторон уже столько, что микропроцессор 486SX-25 просто не справлялся. Сказать что игра немного тормозила - будет неправдой. Частота кадров в игре, на глаз, была примерно 2-5 FPS (Frames Per Second, кадров в секунду)!

Но ребят это не останавливало, они продолжали бурно обсуждать то что творится на поле битвы, водить мышью и выполнять действия курсором, который работал фактически в режиме с конкретным запозданием отклика.

Я спросил: "Ребят, как вы вообще играете в эту игру, ведь все работает в настолько замедленном режиме?" - ответ: "Ничего, это уже одна из финальных миссий, в остальных было примерно так же! )".

Несмотря на ужасное торможение системы я увидел в глазах у этих людей огоньки удовольствия, они были счастливы!

Стратегическая игра Warcraft II Tides of Darkness от компании Blizzard, стартовая заставка

Рис. 6. Стратегическая игра Warcraft II Tides of Darkness от компании Blizzard, стартовая заставка.

Warcraft II Tides of Darkness - игровой процесс

Рис. 7. Warcraft II Tides of Darkness - игровой процесс.

С одной стороны был поражен уровнем терпеливости этих ребят, а с другой - было как-то печально что система так "тупит" и не позволяет поиграть в нормальном режиме. За этим я даже забыл спросить сколько дней уже ушло на прохождение игры...

Нажатие кнопочки "Turbo" приводило к еще большему замедлению, я попробовал поискать какие-то другие программные варианты оптимизации, но ничего не получалось.

За пару месяцев после этого меня снова пригласили в гости и показали на этот раз уже где-то раздобытую Б/У материнскую плату на чипсете Intel 815...

Интернет-роутер с UNIX (200х год)

Следующая история, в которой мне пришлось столкнуться с ПК на CPU (Central Computing Unit) 80486, случилась в компьютерном классе, где я некоторое время практиковал системным администратором. Это были уже времена популярности Intel Celeron, Intel Pentium III, AMD Duron, AMD Athlon.

Там у меня был наставник - достаточно простой с виду и в то же время добродушный человек. Он не пожалел своего времени и знаний, познакомил меня с UNIX'ом (FreeBSD), научил основам локальных и глобальных сетей, доменов, подтолкнул к изучению чего-то нового и интересного. За это я ему очень благодарен!

Доступ в интернет осуществлялся по выделенной линии на 128 Кбит/c. По сравнению с нестабильными 10-56 Кбит/с через Dial-Up с модемом, на то время, это было просто фантастикой.

За час-два после завершения рабочего дня, когда интернетом уже почти никто не пользовался, можно было молниеносно просматривать различные статьи, качать рисунки в высоком разрешении (тогда таким считалось 1024x768 пикселей), обмениваться файлами в таких программах как eMule (через сеть eDonkey2000, eD2k network), качать пакеты программ под Windows/UNIX, параллельно еще и общаться в ICQ, IRC... и много всего другого.

На ночь можно было поставить на закачку какие-то большие файлы образов дисков (ISO), архивы с разным добром из публичных FTP-серверов, файловых обменников. Тогда канала шириной в 128К хватало всем, на целое здание!

Интернет-подключение в здании было подведено к интернет-шлюзу - компьютеру, который был предоставлен самим провайдером и никогда не выключался. Размещен он был в небольшом подсобном помещении, прямого доступа к которому у меня не было.

От этого компьютера интернет шел на центральный сетевой коммутатор (Ethernet Switch) и уже дальше расходился на следующие интернет-шлюзы в помещениях, а также на некоторые сконфигурированные для работы через Proxy персональные компьютеры.

Бывало что интернет соединение становилось нестабильным, скорость начинала "плавать", терялись сетевые пакеты в командах "ping", "traceroute". Чтобы исключить вариант что кто-то просто запустил закачки в Download Master или FlashGet, в нейтральное время суток были отключены все возможные компьютеры и маршрутизаторы, стало понятно что проблема не в перегруженности канала.

Выполнив несколько экспериментов, проверив все оборудование и сетевую инфраструктуру со своей стороны стало понятно что канал нестабилен из-за неполадок на центральном шлюзе, либо где-то у самого провайдера.

В один момент это уже слишком поднадоело и было принято решение нанести визит в офис интернет-провайдера. После аудита выяснилось что проблема кроется в нестабильности работы как раз того самого компьютера в подсобке, который был центральным шлюзом для интернет-канала и никогда не отключался от сети 220В.

Этот ПК представлял из себя маленький недорогой системный блок с микропроцессором 80486 и операционной системой FreeBSD 3.x на борту. Жесткий диск на несколько сотен МегаБайт в этом компьютере, похоже что, уже давно вышел из строя и не отвечал ни на какие команды.

Файловая система была недоступна, логи никуда уже не писались, прочитать старые логи и историю также не было никакой возможности. Тем не менее, загруженные в ОЗУ ядро операционной системы FreeBSD с драйверами, программы (прокси-сервер SQUID) и файрвол (ipfw) все еще были запущены и функционировали.

Но вот что интересно: аптайм (uptime, время непрерывной работы без выключения) компьютера составлял более 3х лет! Я был немного поражен этим фактом, тогда не мог себе и представить что компьютер может непрерывно так долго проработать без единой перезагрузки.

Талисман UNIX FreeBSD - забавный чертенок в кедах и с вилами в руках (BSD Daemon). Под понятием "демонов" в FreeBSD подразумеваются службы (программы), которые отличаются своей стабильностью и могут работать в системе очень продолжительное время. Так вот, этот веселый персонаж является стражем таких служб, следит чтобы все было в порядке...это такой себе прототип "домового" в системе.

Рисунок BSD Daemon в ASCII-символах (автор Felix Lee):

               ,        ,
              /(        )`
              \ \___   / |
              /- _  `-/  '
             (/\/ \ \   /\
             / /   | `    \
             O O   ) /    |
             `-^--'`<     '
            (_.)  _  )   /
             `.___/`    /
               `-----' /
  <----.     __ / __   \
  <----|====O)))==) \) /====|
  <----'    `--' `.__,' \
               |        |
                \       /       /\
           ______( (_  / \______/
         ,'  ,-----'   |
         `--{__________)

Вскоре провайдер все же заменил этот системный блок, оставив в воспоминаниях простенький компьютер на базе 80486 и с очень стабильным UNIX на борту.

Вот такие вот веселые истории.

Если у вас есть своя история, связанная с компьютером на основе 80468, и вы не против ею поделиться - можете написать ее в комментариях к этой статье или прислать мне на E-Mail!

А теперь рассмотрим сам процессор 486, его историю и модели. Покажу на фото несколько сохранившихся у меня экземпляров этих чипов.

Микропроцессор серии 486 (80486)

80486 (или просто в народе "486-й") - 32-разрядный микропроцессор, наследник 80386, содержит в себе много улучшений, умеет работать на более высоких частотах, обеспечивая более высокую производительность и новые возможности.

Этот микропроцессор (МП) начал выпускаться компанией Intel c 1989 года и назывался i486DX, тактовая частота составляла 25МГц при напряжении питания 5В. Первые ПК на его основы мир увидел уже в 1990-м году.

Микросхема нашла свое применение в широком спектре компьютерной техники: в рабочих станциях, ноутбуках, высокопроизводительных вычислительных системах, серверах. Тактовые частоты были на любой вкус (и конечно же деньги): 16 - 100, 120, 133 (МГц).

Микропроцессор INTEL i486 DX2 50 MHz

Рис. 8. Микропроцессор INTEL i486 DX2 50 MHz.

Микропроцессор INTEL i486 DX2 50 MHz - вид снизу

Рис. 9. Микропроцессор INTEL i486 DX2 50 MHz - вид снизу.

Количество транзисторов на кристаллах процессоров 486 достигало уже отметки в 1.2-1.6 млн! Для сравнения: у 80386DX было 275 000, а у 80286 - 134 000 транзисторов.

Думаю не просто представить себе такое количество электронных компонентов. Даже если взять 275 000 стареньких транзисторов КТ315 или подобных и выложить их на полу небольшой комнаты, то картина будет впечатляющей. Что уже говорить о их соединениях и дополнительных компонентах.

На фото ниже, разложено примерно двести транзисторов, для визуальной оценки количества:

Транзисторы в разных корпусах (не SMD), 200 штук, фото для оценки и сравнения количества

Рис. 10. Транзисторы в разных корпусах (не SMD), 200 штук, фото для оценки и сравнения количества.

Особенности 80486 и его моделей

Четвертое поколение микропроцессоров (P4) быстро вытеснили предыдущие поколения 80286 и 80386 (P2, P3), поскольку благодаря улучшениям были практически в два раза производительнее (если ориентироваться по тактовой частоте).

К примеру топовый 80386DX-40MHz шел по производительности примерно наравне с 80486SX-20MHz!

Вот некоторые из решений, которыми удалось достичь таких показателей:

  1. Значительное сокращение времени выполнения команд: 1 команда = 2 такта (против 4,5 тактов у 386 и 286);
  2. Наличие встроенной быстродействующей кеш-памяти первого уровня (L1, Level 1) размером 8-16 КБ, работающей на частоте процессора. В сочетании с внешним кешем второго уровня (L2, на материнской плате) это значительно ускоряло операции считывания (read) из памяти;
  3. Наличие встроенного математического сопроцессора (Math CoProcessor) для обработки чисел с плавающей запятой (FPU, Floating-Point Unit), работающего на той же частоте что и основное x86-ядро;
  4. Технология умножения частоты шины - работа на частотах, которые в разы превышают частоту основной шины: 80486SX2 и 80486DX2 - в два раза, 80486DX4 - в три раза!

Важно сказать о предназначении кеш-памяти L1 - в нее заносятся самые часто используемые данные и инструкции CPU, она намного быстрее основной оперативной памяти (ОП). Память L2 немножко медленнее L1 и располагается уже за пределами кристалла CPU 80486 - на материнской плате.

За счет низкого времени доступа, кеш-память двух уровней (L1 и L2) позволяет значительно ускорить операции с основной памятью. Кеш-контроллер следит за запросами данных из ОП, помещает в кеш-память часто используемые данные и в случае их востребованности предоставляет быстрый доступ к ним, не обращаясь к относительно медленной основной памяти. Если в кеш-памяти не оказалось нужных данных, то выполняется запрос к ОП и тратится дополнительное время на доступ к ним.

Этот процесс можно сравнить по аналогии: если ОЗУ это большая многостраничная книга, то для быстрого доступа к часто читаемым страницам и информации в этой книге используются закладки с номером странички и дополнительными заметками на них - кеш-память.

Во многих современных микропроцессорах, кеш-память уровней L1, L2 и дополнительная L3 располагается уже внутри микросхемы CPU.

Процессоры четвертого поколения (486) работали уже на сравнительно высоких частотах. Манипулируя множителем и частототой основной шины можно было заставить процессор заработать даже на нестандартной частоте.

Так и возникло такое определение как "разгон" (overclock - от Over Clock, превышая тактовую частоту), а тех кто проделывал такие манипуляции ради улучшения производительности или же просто для экспериментов стали называть "оверклоккерами" (overclockers).

CPU 486 с маркировкой "SL Enchanced" содержали улучшенную систему управления питанием SMM (System Management Mode), которая досталась в наследство от не долго выпускавшихся компанией Intel микропроцессоров 486SL.

Технология позволяла снижать потребление МП в зависимости от его уровня активности, а также использовать режим приостановки (спящий режим). Эти процессоры использовались в портативной технике и для других целей, где нужна экономия энергии.

Микропроцессоры "486SX" выпускались с 1991 года и являлись немного урезанными версиями полноценных DX. Дело в том, что такие чипы работали без внутреннего сопроцессора (FPU) и стоили немного дешевле. Вся логика FPU на кристалле присутствовала, но ее функционал был просто отключен.

Производитель мог использовать такое решение, например, для "спасения" бракованных партий, у которых FPU после производства были с дефектами. Сопроцессор на чипе отключали и потом сам процессор маркировали как "486SX".

Что забавно, позже, для возможности "улучшения" урезанных 486SX, стали выпускать сопроцессоры 487SX и материнские платы со специальным гнездом под них.

Стоимость сопроцессора 487SX, состоянием на середину 1991 года, составляла примерно 800 USD!

Только со временем стало известно, что при работе 487SX отключал ранее установленный 486SX и брал на себя все функции процессора и сопроцессора, поскольку фактически являлся полноценным 486DX и стоил сравнительно так же дорого!

Думаю не стоит исключать и возможный манипулятивный вариант маркетинговой стратегии компании, где 486SX был все же с исправным, но отключенным FPU.

Это можно было использовать для создания условий затребованности чипов 487SX, зарабатывая в итоге на продаже фактически двух одинаковых с технологической точки зрения CPU без дополнительных затрат на разработку и адаптацию производства.

Следующий шаг - выпуск в 1992 году DX2 и OverDrive с удвоенной тактовой частотой, которые могли быть установлены в 169-контактное гнездо под 487SX.

Осенью того же года были выпущены модели под 168-контактные разъемы. Теперь простой заменой одного лишь процессора можно было получить двукратное увеличение производительности!

Установив 486DX4-100 в плату с частотой шины 33МГц можно было получить трехкратное (не четырехкратное, как можно подумать по аналогии с DX2=x2) повышение производительности, а в платах с шиной 50МГц - в два раза (как в варианте с DX2).

Микропроцессор 486-й серии от Andanced Micro Devices - Am486 DX4-100 (100 MHz)

Рис. 11. Микропроцессор 486-й серии от Andanced Micro Devices - Am486 DX4-100 (100 MHz).

Вслед за 486 DX4 выпускались еще Pentium Overdrive. Эти микропроцессоры содержали в себе 32-разрядное ядро Pentium с возможностью выполнения нескольких команд одновременно (суперскаляр), обладали 32 КБ кеш-памяти L1, питались от напряжения +5В. Из-за своей дороговизны и уже подкрадывающегося тигра Pentium они так и не получили широкой популярности.

Сопроцессор 80387 (от ULSI SYSTEMS) для 80386, микропроцессоры INTEL i486 DX2 и Pentium MMX

Рис. 12. Сопроцессор 80387 (от ULSI SYSTEMS) для 80386, микропроцессоры INTEL i486 DX2 и Pentium MMX.

Фирмами AMD, IBM, Cyrix, Texas Instruments и UMC выпускались Intel-совместимые процессоры 486-й серии. Рабочие частоты чипов достигали уже отметки в 133МГц!

Например Am5x86-133 от AMD (Advanced Micro Devices) работает на штатной частоте 133МГц, что в 4 раза превышает частоту шины 33МГц (умножитель = 4).

Подняв частоту шины до 40МГц частота процессора повысится до 160МГц! При этом нужно учитывать, что энергопотребление и тепловыделение чипа значительно возрастут - нужно хорошее охлаждение, качественная материнская плата с хорошим стабилизатором напряжения.

Высокопроизводительный микропроцессор 80486 от AMD - Am5x86-P75  AMD-X5-133ADW

Рис. 13. Высокопроизводительный микропроцессор 80486 от AMD - Am5x86-P75  AMD-X5-133ADW.

Стоимость таких Intel-совместимых процессоров была ниже чем у Intel, по производительности они показывали очень хорошие результаты. К тому же, полная совместимость по выводам и сокету PGA (Pin Grid Array) сделала их очень популярными и привлекательными для тех, кто хочет относительно недорого и без лишних хлопот "прокачать свою тачку".

С появлением 486 начался рост популярности ОС MS Windows и приложений с графическим интерфейсом (GUI, Graphical User Interface), мощность процессора уже позволяла работать с достаточно требовательными к CPU приложениями и графикой.

Питание, потребляемая мощность, нагрузочная способность выходов

Микропроцессоры 80486 потребляют относительно не много мощности, которая исчисляется единицами Ватт. Например, микропроцессор INTEL 80486 с частотой 33 МГц питается от напряжения +5В (допустимое отклонение не больеш 10%), средний потребляемый им ток составляет 660 мА, а пиковый ток может достигать 1200 мА (1.2 А).

Для расчета потребляемой мощности при разных напряжениях и токах можно воспользоваться формулой:

P = U * I

где:

  • P - мощность, в Ваттах (Вт);
  • U - напряжение, в Вольтах (В);
  • I - ток, в Амперах (А).

Не сложно посчитать значение потребляемой мощности при напряжении +5 В и токе 1.2 А:

P = 5V * 1.2A = 6W.

Большая часть этой мощности будет переведена в выделяемое кристаллом чипа тепло (где расположены более чем миллион транзисторов), поэтому часто процессорам 80486 от INTEL уже была желательна установка дополнительного радиатора и даже небольшого вентилятора (куллера, cooler).

Компания INTEL также выпускала процессор A80486DX4-100 с утроенной частотой шины - 100 МГц! Для его питания требовалось напряжение +3.3В (в маркировке указано "3VOLT"). За счет снижения напряжения питания этот процессор потреблял в среднем уже 550 мА, был более производительным и при этом более экономичным.

Большинство процессоров от других производителей, таких как AMD, TI, Cyrix, IBM питались также от напряжения 3.3V.

Поэтому, при установке микропроцессора 486-й серии нужно внимательно изучить его модель и убедиться что на материнской плате выбрано нужное значение напряжения питания, в случае ошибки (установка 3V версии в плату в выбранным напряжением 5V) чип может выйти из строя.

Нагрузочная способность выходов микросхем 80486 с разными сигналами:

  • с низким логическим уровнем (лог. 0) - до 4 мА;
  • с высоким логическим уровнем (лог. 1) - до 1 мА.

Каждый выход микросхемы - это по сути схема управляемого электронного ключа, собранного на нескольких маломощных транзисторах (расположенных на кристалле чипа). Как видим, нагрузочная способность выходов чипа 486 ниже чем даже у AVR микроконтроллеров (20-40мА) или у GPIO Raspberry Pi (8-15мА).

Для увеличения нагрузочных токов выходов 80486 нужно применять дополнительные специальные микросхемы-буфферы.

В следующей статье будет рассказано о нагрузочной способности шины данных, и чтобы было понятнее о чем речь я продемонстрирую там по аналогии пример с нагрузками - светодиодами.

Выбор микропроцессора для статьи

Фото нескольких интересных экземпляров микропроцессоров семейства 80486, которые мне удалось сохранить:

Микропроцессоры 80486 от компаний Intel, AMD, Texas instruments - i486DX2-50, Am486 DX2-66, TI 486DX2, Am486 DX4-100, Am5x86-P75 (AMD-X5-133)

Рис. 14. Микропроцессоры 80486 от компаний Intel, AMD, Texas instruments - i486DX2-50, Am486 DX2-66, TI 486DX2-66, Am486 DX4-100, Am5x86-P75 (AMD-X5-133).

Очень сильно среди других выделяется последняя во втором ряду распаянная микросхема - она была получена из модуля какого-то сетевого устройства, сверху также был прикреплен небольшой радиатор. Это такой же CPU AMD-X5 (P75) что и слева от него, только в другом корпусе.

Am486DX4-100 интересен тем, что содержит 16 Кб кеша L1 (против 8 Кб у DX и DX2). Также он способен работать на некоторых материнских платах с умножителем x2 - это позволяло выставить частоту шины в 50МГц и увеличить производительность памяти, при этом частота процессора получалась 50МГц x2 = 100МГц. Но некоторая периферия с такой частотой шины могла работать не стабильно или же и вовсе отказаться от выполнения своих задач.

Для этой статьи я решил выбрать DX2 с частотой 66MHz - это классический, пожалуй самый популярный и многими желанный микропроцессор того времени, когда 486 уже был популярен и затребован.

Наибольший интерес и некоторую симпатию у меня вызвал "Texas instruments 486DX2-66" - по факту это микропроцессор компании Cyrix, изготовленный на заказ у компании Texas instruments (TI).

Все основные надписи на корпусе нанесены контрастным белым цветом, также присутствует цветной логотип Microsoft Windows, который еще и неплохо сохранился на этом стареньком чипе.

Микропроцессор Texas instruments 486DX2-66 (TI486DX2-G66-GA) с рабочей частотой 66МГц

Рис. 15. Микропроцессор Texas instruments 486DX2-66 (TI486DX2-G66-GA) с рабочей частотой 66МГц.

Микропроцессор TI486DX2-66 со стороны позолоченных выводов

Рис. 16. Микропроцессор TI486DX2-66 со стороны позолоченных выводов.

Texas Instruments - компания из США (штат Техас, город Даллас), одна из крупнейших в мире занимающаяся производством полупроводниковых приборов, микросхем и сложной электроники с высоким уровнем интеграции, среди которой есть и микропроцессоры.

Когда компания Cyrix в то время была еще не столь известной, производством микросхем для нее занимались именно в TI. Позже, рассорившись с TI, этим занимались уже в IBM и National Semiconductor.

Пройдемся по основным параметрам и особенностям данного "техасского кристалла":

  • Семейство - TI 486;
  • Название - TI486DX2-G66-GA;
  • Кодовое название - M7;
  • Год выпуска - 1993;
  • Архитектура - 32 бита;
  • Шина данных и адреса - 32 бита;
  • Технологический процесс - CMOS, 650 нм;
  • Количество транзисторов - 1 100 000;
  • Рабочая частота - 66 МГц;
  • Частота шины - 33 МГц;
  • Умножитель частоты шины - x2;
  • Встроенный сопроцессор (FPU) - Да;
  • Кеш L1 - встроенный, 8 КБ;
  • Кеш L2 - на материнской плате (работа на частоте шины FSB);
  • Шина данных - 32-битная;
  • Размер адресуемой физической памяти - 4096 МБ;
  • Размер адресуемой виртуальной памяти - до 64ТБ;
  • Режимы работы: реальный, защищенный, виртуальный;
  • Напряжение питания ядра - 3.45В;
  • TDP (Thermal Design Power) - примерно 4 Вата (нет точной информации);
  • Корпус - CPGA-168;
  • Подходящие типы гнезд - Socket 2, Socket 3;
  • Размеры корпуса: 44.5 x 44.5 (мм);
  • Особые пометки: цветной логотип Windows + надпись "Microsoft Windows Compatible".

Важно упомянуть что компания Cyrix добавляла в свои микропроцессоры дополнительные улучшения по управлению управлением, а также славилась известностью как производитель самых быстрых сопроцессоров FasMath, которые были примерно на 50% производительнее своих собратьев от Intel !

Рассматриваемый процессор имеет пониженное потребление мощности и тепловыделение. Думаю что этого удалось достичь уменьшением размера технологического процесса (650 нм), а также снижением напряжения питания ядра до 3.45В (против 5В у аналогичного Intel DX2-66).

Редко, но попадались и перемаркированные TI486DX2-G66 с окраской черного цвета, убрав которую можно было увидеть что на самом деле это TI486DX4-T100 (кодовое название - M9).

Такой TI486DX2-G66 процессор - не поддельный, а перемаркировка понадобилась, скорее всего, потому что в тестах на заводе чип отказался стабильно работать на частоте 100МГц (с умножителем x3).

В завершение

В следующей части (№2) расскажу о материнской плате с VESA Local Bus для 80486 и ее особенностях. Также там будет не мало полезной информации про оперативную память и ее характеристики, типы планок, применяемых в ПК на основе 486.

Еще разберемся с функциями и типами кеш-памяти второго уровня, а также расскажу о ее подделках в 90-х годах и кому это было выгодно.

Продолжение - Ретро ПК на 80486 - материнская плата с VLB, SIMM память и кеш-память L2.

Полезные ссылки и источники информации:

  1. Wikipedia - Intel 80486;
  2. Wikipedia - Texas Instruments;
  3. Wikipedia - Cyrix;
  4. Скотт Мюллер (Scott Mueller) - "Модернизация и ремонт ПК / Upgrading and Repairing PCs". Пожалуй самая полная и детальная энциклопедия компьютерного "железа", которую приходилось встречать. В целях ретро-археологии рекомендую более ранние издания, например 12-е;
  5. Барри Брэй - "Микропроцессоры INTEL 8086/8088, 80186/80188, 80286, 80386, 80486, Pentium, Pentium Pro processor, Pentium II, Pentium III, Pentium 4 архитектура, программирование и интерфейсы";
  6. Михаил Гук - "Аппаратные средства IBM PC". Много технических подробностей о работе компонентов компьютеров и другая полезная информация в максимально сконцентрированном виде.